История Рэйки

Рэйки в Восточном мире


- Вильям Ли Рэнд -

Рэйки открыл и совершенствовал доктор Микао Усуи, который был буддийским монахом. Он родился 15 августа 1865 года в небольшой японской деревушке Таньяй (район Ямагата префектуры Гифу), расположенной недалеко от современной Нагои. Усуи много путешествовал и занимался исследованиями, поэтому некоторые считали его выходцем из богатой семьи.

В юные годы он изучал кико в буддийском храме Тэндай на священной горе Курама, к северу от Киото. Кико — это японская версия цигун, дисциплина, предназначенная для улучшения здоровья посредством медитации, дыхательных практик и медленных физических упражнений. Она фокусируется на использовании Ки, или жизненной энергии, и включает методы лечения с помощью наложения рук.

При использовании метода Кико вначале с помощью упражнений создается источник целительной энергии, и только потом эта энергия может быть использована для лечения. Кроме того, целитель подвержен истощению, поскольку может использоваться также его личная энергия. Юному Усуи очень хотелось узнать, не существует ли метода лечения, который не требовал бы накопления целительной энергии вначале и не приводил бы к истощению в конце. Это был серьезный вопрос, он сыграл роль семени, попавшего в пытливый ум юноши, семени, которое прорастало незаметно, пока вдруг не принесло, уже в зрелом возрасте, самый богатый урожай.

<...>

В марте 1922 года Усуи решает стать буддийским монахом. Сосредоточившись на практике, он напряженно работает. Он принимает решение провести на горе Курама двадцать один день в полном уединении. Там он постится, молится и медитирует.

К концу его уединения через его макушку вошел прекрасный могучий духовный свет, и он испытал сатори, или просветление. Этот свет был энергией Рэйки, пришедшей к нему в виде особой настройки. После этого его осознание значительно расширилось, и он понял, какая великая сила вошла в него. Он знал, что это была та сила, которую он хотел иметь еще тогда, когда ребенком изучал целительство на горе Курама. Его радости не было предела.

Теперь он знал, что может лечить других людей, не истощая собственной энергии. Сэнсэй Усуи сначала использовал Рэйки для себя, а потом для членов своей семьи. В апреле 1922 года он переехал в Токио, где основал общество «Усуи Рэйки Риохо Гаккай», что в переводе означает «Общество Усуи по лечению методом Рэйки».

Позднее он разработал шесть уровней, или ступеней обучения (согласно Фумио Огава). Он нумеровал свои уровни в обратном порядке по отношению к тому, что принято у нас, на Западе: первый уровень был уровнем номер шесть, а самый высокий — уровнем номер один. (Первые четыре уровня, то есть уровни 6-3, соответствуют Рэйки-1 по классификации госпожи Такаты. Она объединила все четыре уровня в одну ступень. Именно поэтому для своего первого уровня она дает четыре настройки — по одной на каждый уровень.) Первые четыре уровня были названы Содэн, или начальный уровень; пятый уровень был назван Окудэн, или Внутреннее учение, и был разделен на Окудэн Дзэнки (первая половина) и Окудэн Коки (вторая половина); уровень мастера был назван Синпидэн, или Обучение таинству.

Следует отметить, что Сэнсэй Усуи не использовал слова «мастер», и в Японии оно вообще не используется. Этот титул был введен Хавайо Такатой в 1970 году, когда она начала обучать уровню Синпидэн. Разумнее было бы не использовать этот термин, так как в духовной практике «мастером» называют того, кто достиг просветления, что на этой планете удается лишь очень немногим. Рэйки уровень Синпидэн просто передается от учителя ученику, при этом от ученика не требуется не только просветления, но даже того духовного развития, которого достигает просветленный Мастер. Ведь когда люди впервые слышат о Рэйки и об уровне мастера Рэйки, некоторые, считая, что мастер Рэйки сравним с духовным мастером, или просветленным Мастером, составляют неправильное представление о духовном состоянии мастера Рэйки. Кроме того, некоторые стремятся стать мастерами Рэйки ради самого статуса, а не для того, чтобы передавать Рэйки другим людям.

Если бы на Западе уровень Синпидэн продолжали называть «уровнем Синпидэн» или просто уровнем учителя Рэйки, вокруг Рэйки не возникало бы столько захватывающих для эго иллюзий, как было в 70-е и 80-е годы, когда на Западе впервые стали обучать уровню мастера.

<…>

Сэнсэй Усуи не хотел, чтобы Рэйки превратилось в исключительную практику для небольшой группы людей или чтобы оно могло каким-то образом контролироваться или ограничиваться. Он хотел, чтобы оно было доступно каждому и распространилось по всему миру. Он учил, что Рэйки — это путь, позволяющий любому человеку испытать Божественное, а это повысит готовность людей работать вместе, чтобы создать лучший мир.

Сэнсэй Усуи умер 9 марта 1926 года, после удара, который случился, когда он вел группу Рэйки в Фукуяме. Он похоронен у храма Сайходзи в Сугинами-Ку, Токио. Его ученики воздвигли рядом с могилой большой мемориальный камень с прекрасной надписью, в которой описывается жизнь Сэнсэя Усуи и его работа с Рэйки.

Самая распространенная линия Рэйки, это: Микао Усуи, Тюдзиро Хаяси, Хавайо Токката и т.д. Но на самом деле доктор Тюдзиро Хаяси, несмотря на полученную от Усуи степень Синпидэн, никогда не был президентом Усуи Рэйки Риохо Гаккай. После смерти Усуи доктор Хаяси порвал с Гаккай и создал собственную ассоциацию, в рамках работы которой он обучал Хавайо Токкату, которая и принесла Рэйки в западный мир.


Рэйки в Западном мире

- Вильям Ли Рэнд -

На Запад Рэйки попало благодаря Хавайо Такате.

Хавайо Таката родилась 24 декабря 1900 года на одном из островов Гавайского архипелага, Кауаи, и, когда подросла, стала работать на плантациях сахарного тростника. Потом она вышла замуж за бухгалтера одной из плантаций и родила двоих детей, но в 1930 году ее муж умер. Хавайо Таката вынуждена была растить детей сама, работая на тростниковых плантациях, чтобы обеспечить семью. Работа была очень тяжелой, и уже через пять лет у нее ухудшилось состояние легких, появились боли в животе и были полностью расшатаны нервы. Вскоре после этого умерла одна из ее сестер, и Таката поехала в Японию, чтобы навестить родителей и попытаться поправить свое здоровье.

Сначала Хавайо Таката отправилась в обычную больницу, но потом решила попробовать другой подход. В конце концов она попала в клинику Рэйки доктора Хаяси. Там она получала по два сеанса Рэйки в день, и через четыре месяца была полностью здорова. Обследование, проведенное в обычной больнице, подтвердило этот результат. Ее радости не было предела, и она захотела научиться Рэйки, чтобы, вернувшись на Гавайи, поддерживать свое здоровье. В 1936 году Таката получила уровень Содэн от доктора Хаяси. В течение года она работала в его клинике, проводя сеансы Рэйки, после чего покинула Окудэн.

В 1937 году она вернулась на Гавайи. Доктор Хаяси последовал за ней, и вместе они объездили все Гавайи, читая лекции, обучая Рэйки и проводя лечение. 21 февраля 1938 года Хавайо Таката получила от доктора Хаяси посвящение в Синпидэн.

Хавайо Таката открыла клинику на Гавайях, в Хило, а также в Гонолулу. Она предоставляла лечение и одновременно обучала учеников уровню Окудэн, который она начала называть Уровнем II. Она стала известным целителем и совершала поездки на американский материк и в другие части земного шара, обучая желающих и проводя сеансы Рэйки.

В 1970 году она начала готовить желающих к уровню Синпидэн, или, как она стала его называть, уровню мастера. За подготовку, которая проводилась в течение уик-энда и не предполагала никакого ученичества, она установила плату в 10 000 долларов.

За свою жизнь Хавайо Таката успела инициировать двадцать два мастера Рэйки. Она умерла 11 декабря 1980 года. Перед смертью Хавайо Таката передала список инициированных ею мастеров своей сестре. В него входят: Джордж Араки, Дороти Баба (ныне покойная), Урсула Бэйлоу, Рик Бокнер, Барбара Браун, Фрэн Браун, Патриция Эвинг, Фил- лис Лей Фурумото, Бет Грэй, Джон Грэй (автор книги «Женщины с Винеры, мужчины с Марса», а также соавтор фильма «Секрет»), Айрис Исикура (ныне покойная), Харри Кубой, Этель Ломбарди, Барбара Мак-Куллох, Мэри Мак- Фэйдьен, Пол Митчел, Бетел Файг (ныне покойная), Барбара Уэбер Рэй, Синобу Саито (сестра Такаты), Вирджиния Сэмдал и Ванья Дуань. Чтобы сохранить свою интерпретацию системы Усуи, с каждого из них она взяла священную клятву учить точно так, как это делала она.

Хотя линия шла от доктора Усуи, Таката в своем преподавании и практике отказалась от многого из того, что считал важным доктор Усуи, и добавила ряд собственных правил. Некоторые из этих правил кажутся ограничительными, и, ради ясности, то, чему она учила, лучше было бы называть Таката Рэйки.

Установленное ею высокое вознаграждение за уровень мастера можно считать до некоторой степени оправданным, поскольку оно внушает больше уважения к Рэйки. Но это противоречит духу того, что имел в виду доктор Усуи, который хотел, чтобы Рэйки было доступно каждому и не ограничивалось одной избранной группой, а распространялось по всему миру.

После смерти Хавайо Такаты один из двадцати двух инициированных ею мастеров решил пренебречь ее требованиями и следовать собственным путем. Айрис Исикура начала брать за последнюю ступень очень умеренную плату, иногда даже обучала бесплатно. В результате в середине 80-х Рэйки начало распространяться значительно быстрее. К концу 80-х, вероятно, несколько сот мастеров Рэйки получили инициацию за вполне умеренное вознаграждение. Их число стало быстро увеличиваться, и в настоящее время умеренная плата за уровень мастера стала нормой. Лишь незначительное количество мастеров Рэйки все еще требуют оплату в сумме 10 000 долларов.

<...>

Принеся Рэйки на Запад, Хавайо Таката добавила несколько правил, которые многие считают ограничительными и не имеющими отношения к тому, чему учил доктор Усуи. Эти правила затрудняют обучение и замедляют рост учеников.


Эволюция Рэйки

- Вильям Ли Рэнд -

Одно из качеств западного ума — стремление все усовершенствовать. По-видимому, прогресс — неотъемлемая особенность нашей культуры, и мы всегда пытаемся сделать все больше, мощнее или усилить любым другим способом. С приходом Рэйки на Запад этот процесс не остановился. Когда Рэйки достигло Запада — и особенно в 80-е и 90-е годы, когда оно стало более доступным, — ученики Рэйки получили приятную возможность работать с новой техникой.

Влекомые вдохновением и желанием извлечь больше пользы, люди, чтобы удовлетворить современные потребности, стали обращаться к новым методам. Многие получают новые символы и разрабатывают различные вариации процесса настройки, используя ченнелинг. Многие люди, обладающие сверхчувственным восприятием, сознают, что полученные по каналам ченнелинга новые методы лечения обладают теми же основными качествами, что и Усуи Рэйки Риохо, — просто вибрации целительной энергии у них разные. Хотя любое лечение действительно исходит из одного и того же источника, становится очевидным, что Рэйки может обладать разными «оттенками» и приводить к разным результатам.

Некоторые качества, обнаруживаемые людьми в новых вариациях Рэйки, оказываются более заземленными, пришедшими от земли, или, наоборот, более легкими, пришедшими из Вселенной, могут быть они и более мягкими, ласковыми, более мощными, плотными, более утонченными и т. п. Было также замечено, что в некоторых ситуациях энергия нового Рэйки, похоже, работает лучше, чем Усуи Рэйки Риохо, Некоторые из новых систем Рэйки включают новые символы, несущие целительные энергии конкретного назначения или приносящие конкретную пользу. Сюда входит способность облегчать боль, оказывать более глубокое лечебное воздействие, создавать заземление, открывать сердце, вызывать успокоение, вдохновение, усиливать творческие спо­собности, являть цели, защищать и т. п.

Владение несколькими разновидностями Рэйки и дополнительными символами обеспечивает практикующему большую гибкость, в результате лечение проходит быстрее и часто приносит лучшие результаты. Ситуация похожа на ту, которая складывается при ремонте дома. Если все, чем вы располагаете, это дрель, молоток и плоскогубцы, вы можете разве что внести кое-какие усовершенствования. Но если вы добавите к этому пилу, кусачки, набор стамесок и гаечных ключей, вы быстро добьетесь гораздо большего. Многие видят преимущества в использовании различных видов Рэйки.

Когда было замечено, что новые целительные энергии обладают несколько другими качествами, люди поняли, что по каналам передаются другие виды Рэйки, и стали давать практикам новые названия. Первая из новых техник Рэйки, полученная в 1983 году Этель Ломбарди, одним из инициированных Хавайо Такатой мастеров, была названа Мари-Эль®, За ней последовали многие другие, в том числе Техника Сияния®, Раку Кэй, Тибетское Рэйки, Каруна Рэйки®, Рэйки Золотой Эпохи, Рэйки Дзин-Кэй До®, Японское Рэйки Сатья, Мэн Чхо, Рэйки®, Jinlap-Рэйки, Сэйтим, Саку Рэйки, Рэйки Голубой Звезды, Рэйки плюс® — этот список можно продолжить. Сейчас существует больше 30 различных видов Рэйки с множеством подгрупп и отделений, и еще большее количество постоянно получают посредством ченнелинга.



Определение Рэйки

- Вильям Ли Рэнд -

Некоторые люди, слыша о разных видах Рэйки, приходят в замешательство, поскольку считают, что Рэйки — это то, что было передано доктору Усуи, а любые другие техники лечения должны носить другие названия. Когда доктор Усуи получил новую технику лечения, слово Рэйки уже использовалось в Японии, Доктор Усуи не называл эту технику Рэйки. Он назвал ее Усуи Рэйки Риохо, чтобы людям было понятно, что это особый вид Рэйки. С получением других методов лечения, подобных Усуи Рэйки Риохо, но с другими вибрациями и воздействием, стало ясно, что существует целый класс методов лечения, который соответственно может быть назван Рэйки.

Учитывая сказанное, как можно узнать, какая из техник — Рэйки а какая нет? Анализируя Рэйки, переданное доктору Усуи, мы обнаружили четыре уникальных качества, определяющих класс техник лечения, которые могут быть названы Рэйки. Эти качества можно сформулировать следующим образом:

1. Способность осуществлять Рэйки приходит в результате получения настройки, а не в результате длительного развития этой способности с помощью медитации или других упражнений.

2. Все техники Рэйки передаются с помощью настройки по прямой линии, то есть от учителя к ученику, начиная с того, кто первый получил эту технику.

3. При использовании Рэйки нет необходимости направлять энергию с помощью ума, поскольку ее направляет Высшая Сила, которая знает, какие нужны вибрации или их сочетание и как их направлять.

4. Рэйки не может причинить вреда.

Если целительная техника обладает этими четырьмя качествами, ее можно считать техникой Рэйки.


История Рэйки, рассказанная Хавайо Такатой

- Вильям Ли Рэнд -

Когдя я впервые попытался воссоздать для себя историю Рэйки и понял, что при знакомстве с историей, пересказанной Хавайо Такатой, возникает много серьезных вопросов, я испытал сильнейшее разочарование. В то время никто на Западе не знал, где находится могила доктора Усуи и не имел в Японии никаких контактов в области Рэйки. Единственная информация, которой мы располагали, исходила от Хавайо Такаты.

<…>

Возможно, Ховайо Таката решила, что единственный способ продолжать практиковать Рэйки — приблизить его основателя к жителям Запада. Возможно, именно поэтому она утверждала, что доктор Усуи был христианским священником, что он учился в университете в Соединенных Штатах и что он был ректором колледжа в Христианском университете в Японии. Это также могло послужить причиной того, что она внесла множество других изменений в свою практику.

<…>

Еще, Хавайо Таката утверждала, что доктор Усуи был ректором колледжа Университета в Киото.

<…>

В проспектах, используемых для рекламирования своих групп, Хавайо Таката утверждала, что она является единственным Мастером Рэйки во всем мире. Кроме того, она заявляла, что все японские мастера Рэйки погибли во время войны.

<…>

Сейчас известно, что в Японии мастера Рэйки существовали и занимались практикой всегда — как во время, так и после войны. Фактически, Рэйки в Японии практиковали постоянно, и представлено оно было организацией, основанной самим доктором Усуи, — Усуи Рэйки Риохо Гаккай, которая находилась в Токио. Теперь, проведя свое исследование, мы знаем, что во время войны президентом этой организации был господин Канити Такетоми, который оставался им вплоть до своей смерти (1960 год).

Известно также, что после войны Хавайо Таката поддерживала связь по меньшей мере с несколькими мастерами в Японии. Одним из них была жена доктора Хаяси, Тие Хаяси, подруга Хавайо Такаты, которая продолжала обучать и практиковать Рэйки в Японии.

<…>

Таката утверждала, что Рэйки — это устная традиция, поэтому ученики не должны получать никаких письменных материалов о Рэйки. Она не разрешала вести конспекты или делать магнитофонные записи. Она строго придерживалась этого правила и передала его как необходимую часть Усуи Рэйки всем мастерам, прошедшим у нее обучение.

Сейчас мы знаем, что эта идея была принята не всеми. Рэйки не является исключительно устной традицией. И доктор Усуи, и доктор Хаяси располагали письменными материалами, пользоваться которыми имели возможность их ученики. У нас есть копии обоих этих учебников, которые содержат описание многих важных упражнений, а также позиций для рук, предназначенных для лечения конкретных заболеваний. Перевод учебника доктора Усуи Франк Арджава Петтер опубликовал в своих книгах, а перевод руководства доктора Хаяси приведен в конце этой книги.

Нам известно, что у Хавайо Такаты имелся учебник доктора Усуи, так как она передала нескольким своим ученикам его копии.

<…>

Хавайо Таката говорила, что она является представителем Усуи Рэйки и обучает неизмененной форме Усуи Рэйки — той же, которой учил доктор Усуи. Из руководства, написанного госпожой Кимико Кояма, мы узнали много упражнений, которым обучал доктор Усуи и не обучала Хавайо Таката. Как нам стало известно из дневника Хавайо Такаты, по меньшей мере некоторые из этих упражнений она знала. В своем дневнике, который она начала вести в мае 1936 года, она пишет: «Самое приятное то, что господин Хаяси согласился посвятить меня в тайну Синпидэн, Кокю-Хо и Рэйдзи-Хо, высшего принципа науки об энергии».

Согласно Хавайо Такате, она прошла обучение Рэйки у доктора Хаяси в 1935 году, в Японии. Она знала, что доктор Хаяси порвал с Усуи Рэйки Риохо Гаккай и создал собственный вид Рэйки, внеся существенные изменения в то, чему он научился от доктора Усуи и в Риохо Гаккай. Изменения, может быть, и были полезными, но, внося их, он создал собственный стиль Рэйки. Кроме того, он назвал свою клинику «Институтом Хаяси Рэйки». Представление о том, что Хавайо Таката обучает Усуи Рэйки, послужило основанием для ее последователей называть себя практикующими «традиционное Усуи Рэйки» и утверждать, что они владеют подлинным Усуи Рэйки.

Кроме того, Хавайо Таката заявляла, что она является преемником доктора Хаяси и отвечает за его клинику и т. п. Согласно информации, полученной от госпожи Ямагути из Киото, Япония, преемником доктора Хаяси стала Тие Хаяси. Госпожа Ямагути была мастером Рэйки, она получила инициацию от доктора Хаяси в 1938 году, и сейчас, когда пишется эта книга, продолжает практиковать и обучать Рэйки в Японии.

Хавайо Таката практиковала не «традиционное» Усуи Рэйки, а его разновидность, разработанную доктором Хаяси.&